Отношение к хозяйствованию и богатству в исламе выражено довольно четко. Производственная и предпринимательская деятельность верующего принимается и одобряется религией, но не ради корысти и наживы как главной цели. Поступки и действия человека в своей профессиональной среде оцениваются прежде всего как форма присоединения к общине единоверцев, где каждый породнен не только едиными религиозными позициями, но и полезными для всех деяниями. При равном отношении к умственному и физическому труду в исламе предпочтение все же отдается богослужебной деятельности духовенства, которая вносит наиболее весомый вклад в достижение гармонии и процветания общины верующих.

Богатство в исламских канонах считается вполне приемлемым для человека, его стремление иметь собственность и распоряжаться ею  приветсвуются, если только эти стремления не идут в разрез с существующими религиозными установками. Собственность должна быть нажита профессионально одобряемыми способами и не «ранить» нравственность ее владельца. В связи с этим в области регулирования экономической жизнедеятельности существуют определенные обязательства и запреты. К таковым в первую очередь необходимо отнести рибу — запрет на взимание ссудного процента и закят — обязательный налог на собственность обеспеченных людей, который должен распределяться в пользу бедных. 
Последние моменты так или иначе зафиксированы в Коране. Так, в главе 64-й («Взаимный обман») в стихах 16-17 говориться: «Делайте пожертвования, ко благу душ ваших. Те, которые остерегают себя от скупости, — те блаженны. Если вы даете ссуду Богу хорошею ссудою, он вдвойне отплатит вам: он простит вам». Любой человек при смерти вспоминает о том, что нужно было быть в жизни щедрым и добродетельным, не проявлять своей скупости. Но зачастую это прозрение приходит поздно. Не прислушивается Бог к словам умирающего: «Господи! О, если бы отсрочил мне хотя бы малое время! Я стал бы подавать милостыню, и я был бы из числа добродетельных. Но Бог не отсрочит ни одной души, как скоро наступит определенный для нее срок» (Глава 63-я «Лицемеры», стихи 10-11).
В плане религиозно-нравственного отношения к собственности особенно интересна практика «милостыни» — закят. Она представляет собой вид религиозного налога, под который попадают некоторые предметы имущества и богатства людей, чей уровень жизни и доходов превышает минимальные и средние показатели. По мусульманским представлениям закят очищает оставшуюся часть собственности дающего.
Эта «милостыня» собирается в конце каждого года для поддержки различных слоев населения:
1. Бедняки — это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
2. Неимущие — это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, т. е. они не имеют достаточно.
3. Те, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учета или распределения закята.
4. Люди, веру которых хотят укрепить или же те, кого хотят обратить в ислам.
5. На выкуп рабов и пленников мусульман для дарования им свободы.
6. Должники
а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.)
б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
7. «Воинам», ведущим джихад, т. е. идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём и т. д.
8. Путники — «дети дорог» — люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.
Можно сказать, что подобное явление играет роль своеобразного средства стабилизации отношений между бедными и богатыми людьми, а так же выполняет важную объединительную функцию в исламских общинах.
Вместе с тем о наличии альтернативного, как в христианстве, отношения к собственности в исламе говорят строки из четверостиший О.Хайяма:
Из всего, что Аллах мне для выбора дал,
Я избрал черствый хлеб и убогий подвал.
Для спасенья души голодал и страдал,
Ставши нищим, богаче богатого стал.
Хоть мудрец не скупец и не копит добра,
Плохо в мире и мудрому без серебра.
Под забором фиалка от нищенства никнет,
А богатая роза красна и щедра.
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластям
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Подготовленно по материалам книги: «Собственность психолого-экономический анализ»
 А.Д. Карнышев, Т.Д. Бурменко.

Отношение Ислама к частной собственности и богатству

Источник: ERMAKOFF