Отношение Буддизма к собственности и богатству

Взгляд буддизма на успех в карьере

Буддизм в истории и практике религиозной философии проявил себя конфессией, отрицающей иллюзорность повседневных страстей и желаний человека, приводящих его к неминуемым утратам и страданию. В связи с этим буддизм не принимал собственность как форму связи с материальным миром.

Но на житейском уровне в буддизме не отрицаются богатство, благополучие, если нет безудержного стремления к ним, всепоглощающего желания разбогатеть.

Обеспеченность, процветание людей уважаются и считаются оправданными. Это служит подтверждением благоприятной кармы человека, воздаяние в инкарнации. Труд получает почет и уважение, если человек трудится не ради богатства, а для преодоления пороков ленности, праздности и эгоизма, если труд способствует духовному росту.

Более полно о взаимосвязи кармы перерождения и богатства рассказывает Ценьид Понлоп Тогме Шераб, наставник монастыря Менри:


Далай-лама IV рассматривает в своей книге десять буддийских запретов. Некоторые из них так же касаются богатства и собственности.
Среди трех дурных действий в отношении тела есть:
✖ Воровство — присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи.
Среди трех мысленных дурных действий:
✖ Алчность — желание обладать тем, что принадлежит другому.
✖ Злонамеренность — желание навредить другому, неважно, сильно или нет.
Далай Лама. Мир тибетского буддизма.

Хотя в буддийской классической литературе не выражены конкретные экономические воззрения, косвенное отношение к ним можно вывести из хозяйственной деятельности буддийских дацанов (храмов) и монастырей.
Отношение Буддизма к собственности и богатству

Быт буддийских дацанов

Во многих из них священнослужители выполняли определенные профессионально-производственные и предпринимательские функции, обеспечивая тем самым существование и размеренный быт буддийских сообществ.
Отношение Буддизма к собственности и богатству

Интерьер буддийских дацанов

Вполне естественно, среди обитателей этих общин вызревали определенные философские взгляды на собственность, богатство, деловые взаимоотношения в социально-экономической деятельности.
Отношение Буддизма к собственности и богатству

Быт буддийских храмов

В качестве примера в масштабах российского буддизма можно привести некоторые заповеди, изложенные известным бурятским мыслителем, ламой Кодунского дацана Э.Х. Галшиевым. Заповеди, касающиеся двух родов нравственного закона — духовного и мирского, сформулированны в его книге «Зерцало мудрости»:
Как бы ни было жалко имущества,
не ставь его дороже жизни.
Имущество приобретают для жизни,
а жизнь дана не для имущества.
Думай, что благодеяние дороже золота,
серебра и прочих ценностей.
Кончится добродетель — наступит верная смерть,
Кончится богатство — не умрешь.
Можно сделать вывод, что буддизм не отрицает богатство, если человек живет соблюдая все заповеди. В этом случае богатство является лишь подтверждением его праведной жизни.
Отношение Буддизма к собственности и богатству

Духовное богатство

Подготовлено на основе книги «Собственность психолого-экономический анализ», А.Д.Карнышев, Т.Д.Бурменко

Источник: ERMAKOFF